Путешествие на велосипеде — Европа, которую ещё не распробовали в России
Забудьте про стереотипы о грязных от дорожной пыли и немытых изрядное количество дней велосипедистов, путешествующих с палаткой, спальником и газовой горелкой наперевес. Баулы с вещами тоже не понадобятся. Этот пост о радикально ином формате. По Европе уже давно можно и нужно путешествовать с велосипедом налегке, комфортно и с удовольствием. Сейчас расскажу, как это делать без боли и слёз отчаяния.
Именно такой чистотой будет сиять велосипед, когда вы вернётесь из отпуска
Признаться честно, довольно долго собирался с мыслями делать ли подобный пост в рамках этого блога. Ведь он, преимущественно, о Грузии. Но, всё же решился. Пусть будет. Вдруг среди вас окажутся такие же безнадежные романтики и эта статья вдохновит кого-то на новые свершения.
Безопасность прежде всего
В Европе довольно давно существует разветвлённая сеть велодорожек, соединяющая между собой крупные города и страны от Атлантического океана и Балтики до Черного и Средиземного морей, соответсвенно. Наличие развитой сети обособленных трасс делает путешествие на велосипеде по Европе настолько безопасным, насколько это возможно. Только представьте, велодорожка в стороне от дороги общего пользования, да ещё с разметкой и указателями!
Велотрасса Нида-Клайпеда на литовской стороне Куршской косы
Велотрасса Будапешт-Белград на юге Венгрии
Начало велодорожки неподалеку от г. Нови-Сад в Сербии
Велодорожка вокруг Женевского озера в Швейцарии
Да, некоторые участки официальных сертифицированных велотрасс временами всё же совпадают с дорогой в привычном её понимании. По моим собственным наблюдениям — это не более 10-15% от общей протяжённости каждого конкретного маршрута. Но это не страшно. Путешествие на велосипеде от этого не становится экстремально опасным.
- Во-первых, это незагруженные дороги местного значения.
- Во-вторых, в Европе как нигде приучены уважать велосипедистов: объезжать их на почтительном расстоянии или же спокойно плестись позади в тех местах, где безопасный обгон попросту невозможен. Конечно, и здесь есть свои исключения. Но, как мы знаем, они есть везде и во всём.
Путешествие на велосипеде — 5 причин "за"
Во-первых, скорость велосипедистов в среднем в 3 раза больше, чем пешеходов. В особенности тех, кто как и китайцы гуляет по городу группами. Турист с велосипедом способен осмотреть в разы больше достопримечательностей, чем без него.
Дворец Грассалковичей в Братиславе
Во-вторых, высвободившееся время можно потратить на осмотр более отдалённых, но от этого не менее интересных мест, куда "тихоходные" пешие туристы, как правило, уже не доезжают.
Парк истории венгерской железной дороги в Будапеште
В-третьих, не надо тратить время на то, чтобы разобраться в схеме работы общественного транспорта. У тебя есть свой. Сел и поехал. Плюс, экономия бюджета.
Будапешт
В-четвёртых, путешествие на велосипеде по Европе даёт возможность взглянуть на конкретную страну с нового, неизвестного доселе ракурса. Да, это медленнее, чем перемещаться на автобусе, поезде или арендованной машине. Тут работает совершенно иной принцип: тише едешь — больше видишь.
Музей железного занавеса у границ Чехии и Австрии
В-пятых, в отличии от поездок на своей или арендованной машине, путешествие на велосипеде сохраняет относительную свободу передвижения и при этом не отменяет маленьких радостей жизни, которыми приходится жертвовать заядлым автолюбителям.
Будничный рацион велосипедиста
В какое время года ехать?
Тут многое зависит от самого региона, по которому предстоит путешествовать. Поздняя весна и ранняя осень — отличные времена года, если речь о центральной или южной частях Европы. В северную часть лучше ехать в самый разгар лета, ближе к середине: июль-август.
Пригород Будапешта в конце апреля — трасса EuroVelo 6
Женевское озеро в октябре — велотрасса EuroVelo 17 идёт вдоль берега
Что нужно для путешествия на велосипеде?
Собственно, сам велосипед — подсказывает "Капитан Очевидность". Однако, не всё так уж просто. Путешествие на велосипеде — это именно тот случай, когда важна каждая мелочь.
В первую очередь в одежде. С одной стороны, брать с собой нужно лишь необходимый минимум, с другой — его должно быть достаточно как на случай хорошей, так и плохой погоды. В первом случае — это шорты, футболка, носки и велоперчатки. Ветрозащитная и влагоотводящая куртка, флисовая кофта, велоштаны, комплект термобелья, тёплые перчатки, утеплённые носки и бандана под шлем спасут от переохлаждения в холодную и дождливую погоду.
Главное, в чём придётся разобраться, закупив, по-возможности, всё ещё перед поездкой — это разного рода аксессуары. Их много. На фото мой проверенный годами набор. Обратите внимание на специальные велосумки. Они должны легко крепиться к велосипеду и быть максимально вместительными. Плюс, за кадром остались маленький удобный рюкзак и специальный спортивный чехол для фотоаппарата.
Необходимый и достаточный минимум "специальных вещей" для путешествия на велосипеде
Перевозка велосипеда
Одно из самых сложных во всей этой истории упражнений. Перевезти велосипед из России на самолёте, не повредив в процессе погрузки-выгрузки важные комплектующие своего двухколёсного друга — это вызов. Но и с этим можно справиться, если подойти к вопросу также основательно, как это делают бывалые велопутешественники.
Самый популярный дешёвый тканевый чехол
"Издержки" невысокой стоимости
Пример серьёзного подхода к делу
В самой же Европе дела обстоят куда лучше. Буквально весь междугородний и международный общественный транспорт здесь оборудован специальными креплениями, благодаря которым перевозка велосипеда может омрачиться разве что дополнительным сбором при покупке билета.
Поезд Прага-Будапешт
Автобус Клайпеда-Вильнюс
Где оставлять велосипед на ночь?
Самый простой и надежный способ не иметь всякого рода тревожных сомнений относительно сохранности своего велосипеда ночью — это хранить его непосредственно в том помещении, где запланирована ночёвка. Например, таким помещением может быть квартира, арендованная на Airbnb. При этом крайне важно оповестить владельца апартаментов о своём намерении подселить небуйного двухколесного друга заблаговременно, ещё на этапе бронирования. По собственному опыту могу сказать, что в Европе хозяева квартир, в основном, относятся к этому весьма и весьма лояльно. Девять из десяти скажут "да".
Вторым более бюджетным, но менее комфортным вариантом могут быть кемпинги, в которых есть бунгало. Тут всё просто и без затеи. Приехал. Припарковал. Принял душ и пошёл спать. Минимальный набор удобств не предполагает привычных радостей быта, зато каких-либо трудностей с ночёвкой велосипеда, скорее всего, не возникнет.
Размещение в отелях, пожалуй, сопряжено с наибольшими трудностями. Редкая администрация одобряет хранение велосипеда в номере, а организованные гостиницами частные велопарковки, что уже само по себе редкость, крайне сомнительны с точки зрения сохранности. Никакой гарантии, в любом случае, никто не даёт.
Мотель в Австрии
Бунгало в одном из кемпингов на юге Чехии
Квартира в Будапеште
Велопарковка возле отеля в Чехии
Навигация
Зная нужный номер трассы, который, в свою очередь, можно заблаговременно посмотреть на официальном сайте проекта EuroVelo (англоязычный), ориентация на местности особого труда уже не составит. Скорее наоборот. С задачей сможет справится даже человек, с детства страдающий топографическим кретинизмом. Главное — знать номер трассы и не проноситься сломя голову мимо соответствующих указателей.
В качестве подстраховки я всегда скачиваю офлайн карту Google и ориентируюсь по ней в случае, если что-то пошло не так. Да, такое тоже бывает. Но, тем не менее, достаточно редко, чтобы можно было говорить о какой-то системной проблеме с уже существующей навигацией.
Велотрасса EuroVelo 9 из Чехии в Австрию
Велосипедная навигация в Чехии
Иногда бывает слишком сложно
Трасса EuroVelo 6 в Хорватии
Трасса EuroVelo 6 на территории Сербии
Ложка дёгтя
Идеи куда поехать
Путешествие на велосипеде даёт возможность совместить приятное с полезным. С одной стороны, ты постоянно в движении, с другой — охватываешь всю стандартную культурную программу. И даже сверх того.
Можно поехать прокатиться по Австрии, Швейцарии, Венгрии, Чехии, Сербии, по Прибалтике и т.д. Полёт фантазии тут практически неограничен.
Через Вильнюс проходит трасса EuroVelo 11
Через Вену трассы 6 и 9
Дом-музей Чарли Чаплина в г. Веве, Швейцария
Моё недавнее открытие, случившееся благодаря поездкам с велосипедом — это юг Чехии. В отличии от чрезмерно популярной Праги, здесь гораздо мнешь туристов и уже от того ощутимо приятнее. Ну, а про "что посмотреть" за меня куда лучше расскажут сделанные там фото.
Брно, Чехия
Микулов, Чехия
Центральная площадь в г. Микулов, Чехия
Иногда поездки на двухколёсном друге оборачиваются и вот такими неожиданными открытиями.
Часовня Kaple sv. Huerta в лесу на юге Чехии
А какой кайф расслабиться после активного отдыха и искупаться в термальных источниках! Кстати, Будапешт довольно хорош в качестве точки для старта/финиша. Большим плюсом здесь служит стратегически выгодная локация, из которой, в свою очередь, можно добраться в Чехию, Австрию и Сербию. Да и в самой Венгрии, поверьте, найдется, что посмотреть.
Купальни "Сечени" в Будапеште
Вдохновиться на поездку и определиться с маршрутом путешествия на велосипеде можно, опять-таки, на официальном сайте проекта EuroVelo. В теории, информация о состоянии трасс должна постоянно обновляться и помечаться соответствующими цветами: зелёный — трасса готова к эксплуатации, жёлтый — всё готово, кроме официальной проверки администрацией проекта, красный — трасса на реконструкции/закрыта. На практике это не всегда так. В любом случае, стоит быть готовым к возможным незапланированным отклонениям от ранее намеченного маршрута. Это приходит с опытом.
Иногда бывает и так — участок велотрассы Вена-Братислава
Почему Европа лучше?
Здесь есть вся необходимая инфраструктура. Точка. Можно долго распыляться и спорить на тему почему это так или не так. Приводить примеры других городов и стран, но сути дела это не поменяет. Столичные никуда не ведущие велодорожки (я уже не говорю про отдельные велотрассы, соединяющие города, которых в России, в принципе, не существует) не сопоставимы с продуманной сетью оборудованных трасс Европы. Это факт. Хотя, согласен. Для россиян, любителей путешествовать на велосипеде, он довольно печальный.
Сразу оговорюсь, путешествовать на велосипеде по Грузии я ровно также категорически не рекомендую. Это не Европа с привитой с пелёнок культурой безопасного вождения. Идея подобного путешествия в горах этой, безусловно, прекрасной и красивейшей страны граничит с безумием.
Велодорожка в Будапеште
А бюджет?
Траты на поездку с велосипедом по сути мало чем отличаются от расходов на автомобильное путешествие или же обыкновенную поездку своим ходом. Доплачивать придётся разве что за перевозку двухколёсного друга на общественном транспорте: самолёте, поезде или автобусе.
Что касается тарифов на перевозку спортивного оборудования самолётом, то у всех европейских перевозчиков они более-менее одинаковые и колеблются в районе 30 евро за одно место в одну сторону. Аэрофлот так вообще готов перевезти всё бесплатно, при условии соблюдения определённых требований к габаритам и отсутствии какого-либо багажа, кроме самого велосипеда.
Доплата на поездах и автобусах в Европе также далека от того, чтобы можно было называть её непозволительной роскошью. Например, цена билета из Братиславы в Будапешт составляет 9 евро. Сбор за велосипед — 7.
Стандартный билет Братислава-Будапешт (сверху) + доплата за велосипед (снизу)
Кто это осилит?
Любой способный передвигаться на велосипеде человек. Если передвижение по городу пешком со скоростью основного потока людей не вызывает затруднений в виде отдышки или каких-то болезненных ощущений — у вас достаточная форма для подобной поездки.
Путешествие на велосипеде по Европе тем, собственно, и примечательно, что не предполагает каких-либо крутых затяжных подъёмов/спусков, здесь отсутствуют участки, где до ближайшей цивилизации никак не менее 100 км и прочих экстремальных условий. Уровень сложности зависит лишь от самостоятельно выбранного темпа: можно преодолевать по 20 (уровень новичка или семьи с детьми), по 40-70 (средний уровень) или по 100 и более (высокий уровень) км в день. Исходите из вашей ситуации и физической подготовки.
Резюме
- Бег — это хорошо, а велосипед ещё лучше.
- Европа — одно из самых безопасных мест для велопутешествий.
- Поздняя весна и ранняя осень — отличные времена года, чтобы покататься по Европе.
- Важные составляющие комфортной поездки — правильная экипировка и необходимые аксессуары.
- Детали по перевозке и хранению велосипеда следует продумать заранее.
- Основа навигации — это указатели на велотрассе. Карты Google лишь для подстраховки.
- В Европе есть сеть продуманных оборудованных трасс, что делает её удобной для велопутешествий.
- Дополнительные расходы практически незаметны.
- Путешествие на велосипеде может быть налегке, с комфортом и под силу буквально каждому.
P.S.
Человек, который обо всём этом рассказал 🙂
Как вам такой формат? Поехали бы со мной за компанию? А, может, поделитесь идеями новых маршрутов?