Памятники Еревана — люди, которых помнят горожане
Кому и за какие достижения устанавливают памятники? Те, что на высоких постаментах гордо возвышаются над всеми, неодобрительно поглядывая на окружающих их людей. Наверное, везде по-разному. В одних городах это великие полководцы, в других известные всему миру писатели, в третьих герои нашумевших фильмов. На первый взгляд Ереван здесь мало чем отличается от Москвы, Тбилиси или Парижа. Но, это только на первый.
Возможно, заслуженные деятели и должны возвышаться над толпой, восседая на высоких постаментах и лицезрея всё происходящее вокруг сверху вниз. Не спорю. Однако, народная любовь по праву достаётся другим — тем, кто при жизни хоть и был не менее заслуженным и почтенным, но при этом оставался таким простым и понятым. Тем, чей образ запомнится людям как образ обыкновенного человека. Того, кто сохранил что-то человеческое и оттого сблизился с людьми. Того, кого полюбили за человеческие поступки. Того, кто оставался человеком.
И вот, что интересно. В столице Армении многие любимые ереванцами памятники установлены на одном уровне с проходящими мимо людьми. Никаких тебе кричащих о величии постаментов. Их создатели как бы демонстрируют прохожим — они были такими же людьми, как и вы. Да, собственно, они и есть вы.
Вот именно о таких народных любимцах и хочется рассказать. О тех, кого любит и помнит Ереван.
На фото выше Арно Бабаджанян, чьё творчество, кажется, что никогда не потеряет свой смысл, актуальность и значимость для всего армянского народа. Памятник установлен около Пл. Свободы.
Ноктюрн — одна из довольно известных т.н. эстрадных композиций в исполнении молдавского «ВИА «Оризонт» (по-русски «Горизонт») на слова Роберта Рождественского и музыку того самого Арно Бабаджаняна. Почему-то именно она полюбилась мне теперь больше всего. А ведь до сегодняшнего дня даже не интересовался. Старею? Или, так действует Ереван? А, может, и то, и другое..?
Самые человечные памятники Еревана
Уильям Сароян
Человек, который навалял Хемингуэю. Уильям Сароян родился, жил и умер в США. При этом в Армении про него говорят, что "он больше армянин, чем многие армяне, живущие в Армении и говорящие на армянском". Великий американский драматург хоть и прожил всю свою жизнь в "Новом свете", но своё сердце завещал захоронить в Армении. Что касается их драки с Хемингуэем, то тут можно утверждать, что она стала закономерным следствием их обоюдных банальных человеческих антипатий. В парижском кафе, где те подрались, даже красуется вывеска: "Здесь дрались Хемингуэй и Сароян". Ереван же любит и помнит своего собственного героя.
Уильям Сароян
Памятник дудукистам
В Армении говорят, что музыка дудука - это плачь армянского народа или "душа абрикоса" (именно из этого дерева изготавливается настоящий дудук). Памятник дудукистам - это памятник великим мастерам дудука разных поколений: Левону Мадояну, Ваше Овсепяну и Дживану Гаспаряну, умевшим с помощью этого простого музыкального инструмента обволакивать музыкой дудука душу едва ли ни каждого, кто её слышал.
Дудукисты
«Мужчины»
Фильм "Мужчины" был снят в Армении в далёком 1972-м году режиссёром Эдмундом Кеосаяном (отец Тиграна Кеосаяна). Это история о четверых друзьях-таксистах, которые во что бы то ни стало решили помочь своему застенчивому товарищу завоевать сердце девушки по имени Каринэ. Памятник кинофильму "Мужчины"- это памятник искренней мужской дружбе и легендарным актёрам, исполнителям главных ролей в фильме.
"Мужчины"
Памятник Комитасу
Человек, чья душа не выдержала ужасов страшных событий 1915-го года. Навеки застывший в одном из своих странствий фольклорист и композитор, собиравший древнее наследие армянского народа. Если бы не он, то мало что сохранилось бы от армянской фольклорной музыки.
Комитас
Дедушка с цветком
Бронзовый дедушка по прозвищу КараБала (реальный человек, настоящее имя которого Степан Арутюнян) в последние годы жизни одаривал цветами проходящих мимо по улице девушек. Происходило это сразу после того, как набиралась достаточная для жизни сумма, которой, в свою очередь, хватало лишь до конца дня. Его любили и уважали за то, что пережив многое и лишившись всего, он не потерял человеческого лица. Красноречивым доказательством искренней любви горожан по сей день служат живые цветы, время от времени появляющиеся в бронзовой корзине Карамалы.
Дедушка с цветком
Памятник Геворгу Эмину
Поэт из народа. Поэт народа. Поэт для народа. В своём любимом парке, со своей любимой кошкой.
Геворг Эмин
Грибоедов
Кто такой Грибоедов и чем он известен рассказывать излишне. "Горе от ума" - до сих пор одна из самых популярных в российских театрах постановка. Единственное, что в контексте этого поста можно и нужно добавить - это то, что память о Грибоедове жива и в Армении. Памятник в Ереване тому прямое свидетельство. Почему? В далёком 1828-м году, за год до своей трагической гибели, он способствовал переселению армянского народа из Персии. Был его бескорыстным заступником.
Александр Грибоедов
Фрунзик Мкртчян
Великий грустный клоун, талант которого не сломали никакие несчастия. Судьба этого человека была, мягко говоря, очень непростой. Тем не менее, он один из тех достойных уважения людей, образ которого неизменно связан с народом Армении и с тем хорошим, что мы о нём знаем.
«Эти "Жигули" чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…» — к/ф "Мимино".
•
Это единственный памятник из всего списка, который находится за пределами Еревана. Конкретнее - в городе Гюмри, куда я добирался на новеньком поезде Ереван Гюмри и откуда вылетал в Москву "Победой", соответсвенно. Почему памятник в Гюмри? - именно в этом городе родился Мкртчян.
Фрунзик Мкртчян
Памятники Еревана на карте
Все памятники, кроме Фрунзика Мкртчяна, можно отыскать на этой карте. Всё в пешей доступности.
А теперь пара слов о прекрасном человеке, благодаря которому я узнал столько всего интересного и поведал это вам. Хотя, что уж там. Признаться честно, 80% ещё осталось за кадром. Ну, так вот. Львиную долю упомянутых в статье памятников мне показала Софья. Софья - гид в Ереване.
Гид в Ереване Софья
Все истории, связанные с этими людьми, Софья в красках пересказала во время пешей экскурсии "Яркие краски Еревана". Название говорящее. Круто было то, что вместо унылых рассказов о датах возведения и великих достижениях я узнал о реальном отношении ереванцев к людям, память о которых увековечена в бронзе. Или латуни. Не суть важно. Для меня всегда было куда интереснее узнавать о людях и о том, что те думают, а не о том, что можно и так, без особого труда, найти во всех путеводителях. Общение с людьми - то самое бесценное, что тебе могут дать путешествия.
Экскурсию нашёл на Tripster. Если Софья будет занята - можно подыскать что-то самостоятельно.
P.S.
Привет! Я автор этого блога 🙂
Copyright © Сергей Прохоров