Аренда авто в Тбилиси — не повторяй моих ошибок
Аренда авто в Тбилиси и Грузии
Будучи в Грузии, я арендовал авто в Тбилиси — чтобы можно было покататься по Кахетии, съездить в Уплисцихе и доехать по Военно-грузинской дороге в Казбеги. На моё удивление всё прошло «без сучка и задоринки», но есть и нюансы. Поэтому стоит поделиться кое-какой полезной, на мой взгляд, информацией. Речь пойдёт о местном прокатчике.
Аренда авто в Грузии
Без машины в Грузии делать нечего. Это факт. Все самые крутые, вдохновляющие на поедание пятой порции хинкали места простираются далеко за пределами Тбилиси или Батуми, куда первым делом и приезжает подавляющее большинство гостей страны.
Игра не стоит свеч
Общественный транспорт представленный здесь в виде маршруток, мягко говоря, специфичен — ни у кого нет точного расписания. Даже если удалось уехать таким «весёлым» способом, зачастую ты теряешь уйму времени на ожидание варианта вернуться обратно. Поездки на такси [чтобы выбраться домой] сводят на нет всю экономию.
Исключением я бы назвал маршрут Тбилиси-Батуми. Тут курсирует довольно недорогой скоростной поезд и, надо заметить, вполне комфортный. Однако, когда хочется посмотреть страну «!» - этого явно недостаточно.
Есть ли альтернатива
Здравой альтернативой аренде может быть поездка в Грузию на собственном авто. Однако, имеет смысл только, если жить в соседнем с Грузией российском регионе. Максимум — Ростовская область. Ехать из Москвы, или тем более из Петербурга очень сложно, долго и дорого. Ночлег, питание в пути, штрафы и платные дороги сводят на нет всю экономию. Увы.
Авто с водителем
Многие альтернативой аренде называют такси (не путать с трансфером). Мол, стоимость поездок по Грузии не такая высокая и потому можно хоть каждый день брать машину с водителем и кататься где хочешь. Согласен, да. Можно и так. Вот только есть одно большое но — это здешняя манера вождения.
За рулём ты сам контролируешь ситуацию, определяешь темп и стиль езды, скорость и пр. Доверяя жизнь беспечным ездокам ты рискуешь куда больше и этот риск неоправдан. И нет, у тебя не спросят разрешения прежде, чем закурить в машине. Здесь пыхтят даже в маршрутках где едут дети. Местные водители, надо признать, самая большая «грусть-печаль» Грузии.
Прокат авто в Тбилиси
Местные vs. международные компании
А теперь сравним цены. Цифры говорят сами за себя. Цены у местных прокатчиков ниже, чем у всем известных Hertz, Avis или Europcar. Для сравнения возьму популярную у грузин Toyota Prius.
58$ — цена в международной компании
И это ещё сайт-агрегатор [ищет самые лучшие по цене предложения]. Другими словами, арендовать Toyota Prius дешевле 58-ми долларов у более-менее известных компаний нам и не светит. Смотрим, что предложит сайт, где видно предложения местных прокатов. Даты забил те же.
У местных есть и более приятные по цене предложения, а малолитражки так вообще можно арендовать чуть ли не за 25$ в день. Только выбирать их в Грузии я категорически не советую. Дальше расскажу почему.
66 лари — это 25 долларов
Вот и получается, что при прочих равных (год выпуска авто, ограничение пробега, размер франшизы и тип страховки) цена у локальных прокатов порой на 20-30% ниже, чем у международных компаний или известных брендов. Плюс частенько нет депозита.
Свежие наблюдения
Эта статья была опубликована в 2017-ом году и описывала мой первый опыт аренды авто в Тбилиси ещё в доковидные времена. Недавно я вновь проехался по тому же маршруту, сравнил как было и как оно стало. Далее по тексту добавил свои наблюдения.
Мой опыт
Давайте так. Я не буду сейчас тут расхваливать прокатную контору, в которой я арендовал свои авто. Чтобы иметь право говорить, что они «лучший вариант», нужно сперва самому перепробовать все возможные варианты. А это практически нереально. Если кто-то пишет «бронируйте здесь и больше нигде» или что-то вроде «мы, как опытные путешественники, вам советуем» — это лукавство. Уверен, всех вариантов никто из них не тестировал. А, скорее всего, даже личного опыта у большинства таких вот «знатоков» не было.
Так вот. Этот пост исключительно про мой личный опыт, который оказался удачным и потому я хочу им поделиться. Неоднократный опыт.
Где бронировал я
В 2017-м я арендовывал Honda CR-V 2006 г., а в этом году Ford Ranger 2018 г. Localrent.com — это сайт, которым я всегда пользовался.
Ford Ranger в 2023-м году
Цена вопроса
Тогда, в 2017-м решил повыпендриваться и забронировать внедорожник за 65 долларов в сутки. Им оказалась Honda CR-V 2006 года. После предоплаты 15 % непосредственно на сайте на почту прислали сначала ваучер, а потом и сообщение с деталями брони и контактами:
Сообщение от проката в 2017-м
Ещё попросили выслать им на почту скан копии прав и загранпаспорта. Это нужно, чтобы проверить стаж вождения и внести данные в договор — скинул. Оставшиеся 85% платил уже на месте. Оплатить можно было как в лари по курсу на день подачи авто, так и в долларах. Карты принимали, правда уже только в офисе. Депозит брали в долларах.
С тех пор мало что изменилось. В смысле всё также выпендриваюсь. Разве что Ford Ranger обошёлся уже в 90 американских денег. Предоплата вышла те же 15%, а депозит 250 USD наличными. За аренду платил наличными лари.
Предоплата 15% российской картой
Подача авто
Как и в первый раз по моей инициативе договорились встретиться на крытой парковке одного из ТЦ. Время было вечернее и потому хотелось удостовериться в отсутствии серьезных косяков по кузову. И, как оказалось, не зря. Одну царапину всё же обнаружил. Прокатчик уверял, что на такое они особого внимания не обращают. Но, тем не менее, попросил указать её в акте осмотра. Забегая вперёд, скажу, что приёмка машины была очень человечной. Да, действительно, на мелкие царапины представитель компании, как и говорил мне вначале, внимания не обращал.
В остальном всё прошло гладко. Проверил документы, подснял машину изнутри и снаружи на GoPro, зафиксировал кол-во топлива в баке и поехал кататься.
Осмотр авто в Tbilisi Mall
Если время подачи авто уже позднее или на улице идёт дождь, то лучше договориться встретиться на подземной парковке какого-либо ТЦ. Так можно разглядеть повреждения и указать на них владельцу. Любые повреждения смело требовать занести в акт осмотра, чтобы потом уже к тебе не было никаких вопросов. Алгоритм продиктованный опытом.
Опыт эксплуатации
Ещё когда брал Honda CR-V отметил для себя моменты, на которые я тогда обратил внимание. Сейчас к ним добавилась ещё парочка.
На что обратить внимание
Большинство автомобилей как привозили, так и продолжают привозить из США. Это далеко не самый свежий автопарк, который американцам проще слить за пределы страны, а грузинам выгодно купить по смешной для европейца цене. Как следствие, 90% всех машин в Грузии старые и битые. Прокатные не исключение. Не стоит ожидать большего, чем этот рынок физически может предложить. Хотя нет. Хочется новый авто? — можно поискать у международных компаний. Но, цена на треть выше.
Если есть желание протестировать новую тачку — лучше ехать в Германию. В Грузии парк прокатных авто, мягко говоря, видал виды.
Из-за своей заокеанской родословной у таких машин есть и свои особенности. Например, скорость на приборной панели обозначается в милях. Температура по Фарингейту, а не по Цельсию. Не помешает присмотреться к приборной панели. Очень вероятно, что «главная» скорость обозначена в милях, а «второстепенная» — км/ч. На незнакомой машине можно легко обмануться не почувствовав разницы, превысить скорость и попасть на штраф.
Спидометр в милях у Honda
На дорогах
В Грузии появились светофоры, разрешающие поворот направо и, одновременно с этим, зелёный для пешеходов. Не могу припомнить такого раньше. Скорее всего, это нововведение. Так что, здесь лучше тоже быть осмотрительнее. У пешеходов приоритет.
Как и быть аккуратнее на Военно-грузинской дороге. Сейчас здесь большое скопление большегрузов, что занимают буквально всю обочину — начиная от Натахтари и вплоть до Казбеги [при движении из Тбилиси]. А в некоторых местах и полосу встречного движения.
Пристроиться за большегрузом и плестись за ним до тех пор, пока не кончится опасный участок — не самая плохая идея.
Не повезло с погодой
Ну, в общем, бросил рюкзак на заднее сиденье и в попытках сделать несколько хороших снимков для статьи про храмы и пейзажи Грузии отчалил в Мцхету, Джвари и далее со всеми остановками. Помню не повезло тогда с погодой. Туман, сырость, моросящий дождь. Бррр...
Заднее сиденье Хонды
Остановился на выезде из Тбилиси, чтобы глянуть как ехать в Мцхету. Сейчас даже не понимаю зачем, ведь есть вполне понятный указатель.
Указатель на Мцхету
Сразу при въезде в город справа стародавняя парковка. Раньше стоила 2 лари. Из наблюдений: новое покрытие, разметка и новая такса — 3 лари. Надеюсь, это как-то связано.
Пёсик в кадре бесплатно
Обновлённый паркинг уже за 3 лари
На подъезде к храму Джвари есть вот такое местечко где отдохнуть
Раньше стояли «стол и стулья»
Теперь их нет
На высокой машине в Грузии по-прежнему лучше, чем без неё. Да ну хоть бы и заехать в лес устроить пикник. У меня, понятное дело, в такую погоду желания не возникло, но при других обстоятельствах идея очень даже. Видел так многие делают. Я не говорю уже о каких-то крутых местах, куда забраться с низким клиренсом будет вызовом судьбе, не иначе. Кстати, в копилку аргументов за аренду именно «паркетника», а не седана и уж тем более малолитражки.
Первая разведка на местности
В этот раз заехал. Кстати, горелка в Грузии не менее полезная в хозяйстве вещь, чем высокий клиренс. Отличный способ отдохнуть от хинкали с хачапури. Гречка здесь в избытке.
Шведская горелка в грузинском лесу
На обратном пути в Тбилиси свернул заправиться на Lukoil — так заклинал представитель прокатной компании. Говорил, что в Грузии всего две нормальных АЗС — это Lukoil и Rompetrol. Что ж, сказано — сделано.
На заправках «Socar» бывает так, что все надписи только на грузинском. Можно случайно залить дизель вместо бензина и наоборот.
Заправляюсь 95-м [premium] на Lukoil
В интернете люди всерьёз меряются кто лучше кого знает о качестве топлива. Одни говорят в Грузии весь бензин хоть на выставку, другие просто заправляются там, где им рекомендовал владелец авто и сохраняют чек. В случае чего ответ прост — залил где сказали.
Возврат авто
Всегда сдавал машину обратно без каких-либо проблем. Правда, в Тбилиси всякий раз приходилось искать место для парковки — здесь с этим такой же напряг, как и в Москве. На приёмках ни к чему ни разу не придирались, как и обещали. Депозит всегда возвращали. Да и не было у меня особо никаких косяков. Кроме, пожалуй, таких вот историй...
Как я чуть было не попал
Еду я значит вот примерно с таким же задумчивым, обозначающим вселенскую печаль лицом как на предыдущем фото по ул. Нуцубидзе в направлении пл. Зураба Жвания. Предварительно глянул Google (навигатором я не пользуюсь, скачиваю офлайн-карты и вперёд) — вроде бы есть выезд на ул. Гагарина, чтобы потом можно было повернуть налево и поехать по ней в сторону Мцхеты. Да так, видно, погрузился в мысли, что не заметил, как оказался на улице с односторонним движением [Симона Канделаки]. Тут даже далеко не самые прилежные грузинские водители, по-моему, обалдели (другое слово, конечно, но нас читаю дети). Вот это поворот! Объясняй потом полицейским, что знак закрывал фургон, солнце слепило в глаза, а сами мы не местные... Оказалось, там в самом деле висел «кирпич», который я не заметил.
Так что, друзья, будьте внимательны и глядите в оба. Даже когда кажется, что всё давно понятно. Мне повезло — полиции рядом не было. Отделался легким испугом. Камеры там вроде бы висели, но, судя по всему, только для вида. Штрафов, каких-либо писем из прокатной конторы или ещё откуда-то я не получал. Всё обошлось.
Дорожные знаки в Тбилиси
Стало интересно и потом даже возвращался в то же место. Там всё не так однозначно, конечно. Знаки висели безобразно и попросту путали водителей.
Перекрёсток улиц Нуцубидзе и Будапештской, 2017 г.
Сейчас ошибку исправили и знак «прямо и направо» убрали. Чуть позже прикреплю сюда свежее фото.
Ну, вот опять
Мои приключения на дорогах Грузии на том отнюдь не заканчиваются. На сей раз подвела навигация. Полиция ехала сзади и мгновенно отреагировала. Сирена, проблесковые маячки — всё как мы любим. Шоу случилось в день завершения аренды авто в Тбилиси. Если вкратце, Google Maps бывает не в ладах с реальностью или просто не обновляется. Да, и я «молодец». По злой иронии не заметил «любимого» знака «прямо и направо». И повернул налево.
Удивительно, что снова обошлось. Патруль терпеливо выслушал историю про навигатор, подтвердил, что я такой не первый и отпустил на все четыре стороны. Без штрафа.
Перекрёсток улиц Ц.Дадиани и Ш.Кохреидзе
Отзыв о сервисе
Localrent.com — сайт с неплохим юзабилити. Арендовать авто в Тбилиси можно буквально в 2 клика. Глубоких познаний и два высших образования не потребуется. Первым делом нужно выбрать города получения/возврата и нужные даты. Вторым действием применить все нужные фильтры, а третьим — оплатить любым доступным способом.
Шаг 1. Выбор города и дат
Следом проставить нужные галочки в разделе «фильтры». Всё зависит от личных предпочтений, но базово выглядит так:
Шаг 2. Мои основные фильтры
Страховку я больше не покупаю. Заметил, что сервисы лукаво «предлагают» её даже там, где она есть по умолчанию [бесплатно]. Об этом ты узнаёшь на встрече с владельцем. «У нас все машины и так застрахованы» — говорят прокатчики. А если страховки всё-таки нет, то её всегда можно оплатить на месте. Не стоит это делать через агрегаторов.
Аренда авто в Тбилиси без залога
На этом же этапе можно выбрать опцию «без депозита». Что означает отсутствие к тебе претензий за любые возможные повреждения с одной стороны, но большую стоимость страховки для владельца и, как следствие, аренды для водителя — с другой. То есть, это франшиза, которую я готов оплатить при страховом случае, когда не ставлю галочку «без депозита» как на скриншоте выше. Можно поставить, но выбор сократится примерно вдвое.
Не советую брать авто старше десяти лет. Это практически всегда гарантированные проблемы. Плюс, стоит помнить, что чем больше фильтров, тем меньше предложений.
Другие полезные опции
Далее система сортирует то, что было ограничено рамками опций и предлагает все доступные варианты. Среди прочего стоит обращать внимание есть ли бесплатная отмена и моментальное бронирование.
Выбранный авто
Цена спокойствия
После выбора конкретного авто время определиться со страховкой. Моя позиция не оплачивать её на сайтах-агрегаторах уже озвучена. Слишко много здесь мутной воды. Решительно непонятно в каком качестве выступает сервис — то ли страховой агент, то ли ещё кто. Все эти моменты надежнее решать с собственником [получателем денег по любой страховке] на месте. Самый спокойный вариант, когда сам же агрегатор декларирует, что доплат нет. Так было с моим Ford Ranger.
Шаг 3. Оформление страховки на русском
В англоязычной версии сайта с понятными остальному миру аббревиатурами это выглядит несколько иначе, но суть та же
На английском
Стоимость всех дополнительных услуг указана из расчета за один день. Конечная сумма калькулируется на шаге «оплата».
Шаг 4. Расценки на доп услуги
Оплата
На финальном этапе предлагается оплатить 15% от стоимости и ждать подтверждения на указанную почту. Когда выбранный авто доступен онлайн [значок молнии] ваучер приходит моментально. Если нет, Localrent отправляет запрос местному прокату и уже после подтверждения высылает ваучер. На этом всё. Бронь сделана.
Шаг 5. Оплата
Наблюдения
1. Бронируешь конкретную машину, а не класс. Можно подобрать модель, цвет и коробку передач и быть уверенным, что будешь за рулём именно той машины, которую выбрал. Такого нет у глобальных игроков.
2. Залогов в половине случаев нет. А там где они есть, наличные возвращают обратно в момент сдачи машины. Как ни крути, а существенное преимущество. Это лучше замороженных на карте денег.
Важные
3. Сервис Localrent — агрегатор, а значит у него есть и свои рычаги давления на локальные прокаты в каких-либо спорных ситуациях. Тот случай, когда с посредником лучше, чем без него.
4. Предоплата только 15%. В случае отмены может быть возвращена даже за сутки до предполагаемой даты аренды. В то же время, у известных компаний предоплата, как правило, 100%.
5. Цены как у неизвестных контор «с улицы», которых нет в интернете, а потому забронировать у них заранее трудно. При том поддержка не хуже, чем у игроков с именем.
Скамейка запасных
Localcarhires.com — запасной вариант с точно такой же концепцией, где также собраны предложения местных прокатов. Здесь хорошо сверять цены на аренду авто в Тбилиси и Грузии. В моём случае моя же машина [понятно по знаку] оказалась дороже, а за уже включённую в стоимость страховку вообще предлагалось доплатить. Разве что депозит на 20$ меньше. Но, он-то возвратный.
Мой Ford на другом сайте
При этом совсем непонятно что по мнению сервиса включено в КАСКО, если за страховку от угона тоже нужно доплачивать.
Странности со страховкой
Итого. 180$ за два дня аренды авто в Тбилиси у Localrent и 224$ ровно за то же самое у его созвучного конкурента. А при бронировании на неделю разница уже 154 доллара. Вопрос корректно ли взимание платы за страховку, которая на другом сайте включена в стоимость остаётся открытым.
Маршруты из Тбилиси
Аренда авто в Тбилиси для поездок по столице Грузии не нужна. Это чистая правда. Гораздо дешевле и удобнее местное такси. По городу ещё не так страшно.
План маршрута
Идеальный сценарий независимо от опыта — съездить в Кахетию, прокатиться по Военно-грузинской дороге до Казбеги с заездом в Мцхета и Джвари. Бонусом можно взять Гори и Уплисцихе. Это неделя. Не стоит пытаться объять необъятное. Грузию, как и вино, пьют маленькими глотками. А не стаканом за два дня. Лучше ориентироваться на указанное ниже время и если его мало разбить путешествие по стране на несколько поездок.
Условные обозначения на моей карте
Хорошие новости. Теперь можно не заезжать в Тбилиси, а сразу ехать из Казбеги в Кахетию по только что отремонтированной дороге. На карте помечена зелёным. Время в пути 1,5 часа [в 2 раза быстрее]. Оценить время и расстояние других участков можно кликнув на нужный GPS-трек.
Карта маршрутов
Авторская Google карта «Куда поехать из Тбилиси» — маршрут на 6-8 дней. GPS-треки, фото и краткое описание достопримечательностей.
Чтобы ей воспользоваться понадобится мобильный интернет. Благо со связью в Грузии уже давно всё в полном порядке.
Мобильный интернет в Грузии
Раньше я всегда пользовался самым рекомендуемым оператором в Грузии — «Magti». Если есть время на поход в салон связи и смартфон не поддерживает функцию eSIM — это всё ещё рабочий вариант. Я же на этот раз решил обкатать их амбициозного конкурента «Silknet». Подкупило то, что мобильный интернет подключается удалённо. Связь сразу по приезде.
eSIM от Silknet
Дело в технологии eSIM и понятном сайте оператора, на котором можно выбрать грузинский номер и сразу же оплатить пакет интернета. Сама связь отличного качества. Сперва нужно убедиться, что смартфон поддерживает функцию eSIM. Далее перейти по ссылке и оформить цифровую сим-карту за пару несложных шагов. QR-код приходит сразу после оплаты.
Шаг 1. Грузинский номер на выбор
По предыдущему опыту 3Гб на две недели более, чем достаточно. «Tourist start» наиболее соответствующий этим критериям тариф.
Шаг 2. Выбор оптимального тарифа
Далее потребуется пройти идентификацию. Понадобится загранпаспорт и карта иностранного банка. К стоимости тарифа добавятся плата за номер и цифровую сим.
Финальная сумма
Если карты иностранного банка нет, можно подключить связь Тинькофф Мобайл на один день и уже на месте решить вопросы с мобильным интернетом в офисах обслуживания. Самая лучшая скорость, как ни крути, именно у местных операторов. И тарифы.
Грузинский номер полезен и тем, что на него можно регистрировать местные приложения. Например парковочные.
Парковка в Тбилиси
Есть зональная и почасовая. Первая у всех прокатных контор, как правило, уже оплачена. Разумеется, надо уточнять. Вторая нет. Аренда машины в Тбилиси имеет мало смысла, верно. Но знать как и что с парковками не помешает. Бывает всякое.
Платные
Знак «P» означает, что ничего платить не нужно. Но, если под знаком красуется тариф и № сектора — перед нами платная парковка. Первые 15 минут бесплатно. Штраф 50 лари за неоплату появляется на сайте городской парковки в течение 2-х суток.
Карта парковок Тбилиси
В официальном приложении городских парковок «Parking Tbilisi» есть полезная интерактивная карта. Можно проверять пункт назначения на предмет платной парковки заранее, не постфактум. И строить маршруты с бесплатным финишем. Если кто-то предполагает, что почасовые парковки есть только в историческом центре Тбилиси — он сильно ошибается. Делиси — это спальный район города, ближе к окраине. Плату берут уже по всей столице.
Карта парковок Тбилиси
«Parking Tbilisi» в App Store
Как оплатить
Если оформлена карта иностранного банка, то удобнее оплачивать в приложении. Достаточно ткнуть на нужный участок. Без надобности бегать искать терминалы, иметь правильные купюры или ломать голову куда деть не выдаваемую сдачу. Когда такой возможности нет — действовать по-старинке. Это либо голубого цвета терминалы банка «TBC», либо оранжевого «Bank of Georgia».
Парковка в аэропорту Тбилиси
Это отдельный мир. У аэропорта несколько парковок и все они живут по каким-то своим правилам и тарифам. Всякий раз в момент сдачи или аренды авто в Тбилиси сразу по прилёту стоит уточнять про порядок оплаты у владельца машины.
Аренда авто в Батуми
Арендовать машину можно и в Батуми, но выбор будет существенно меньше. На данный момент там работает довольно ограниченное кол-во прокатных контор и потому существует практика, когда забронированный авто пригоняют из Тбилиси. Стоит обращать внимание на стоимость доставки, т.к. перемещение машины оплачивает именно арендатор.
Аренда Toyota Prius в Батуми
Аренда авто в Кутаиси
Арендовать авто в Кутаиси имеет смысл когда основная цель поездки — регион Имеретии. При этом неважно будет ли это машина из близлежащих окрестностей, или её доставят из столичного Тбилиси. Конечная стоимость аренды в обоих случаях плюс-минус одинаковая.
Стоимость без доставки
С доставкой
Есть ли разница
Теперь наглядно видно как меняется стоимость аренды авто в зависимости от региона — в курортном Батуми дороже всего, Кутаиси дешевле, а прокат машин со стартом из Тбилиси самый выгодный. Там просто много конкурентов.
FAQ
Когда сам искал вариант где бы забронировать авто, попутно насобирал кучу полезной информации и ответы на часто задаваемые вопросы. Или попросту FAQ. Пусть будут здесь, ведь что-то мне подсказывает, что они могут ещё ни раз пригодиться. На личном авто в Грузию я больше не поеду [долго, дорого и тяжело], а в самой Грузии без машины делать нечего. Так что, остаётся только аренда авто в Тбилиси.
Дороги в Грузии
Становятся всё лучше и лучше. Достаточно вспомнить и сравнить как выглядел подъезд к наиболее «витринной» локации на Военно-грузинской дороге — церкви Гергети — тогда и сейчас. Якобы миф о плохих дорогах — не миф. Просто есть положительные изменения. И, возможно, если приезжать сюда впервые, кому-то может показаться, что так было всегда. В целом да, дороги на основных маршрутах теперь вполне себе. Это действительно так.
Подъезд к Гергети в 2017-м году
Дорога к церкви сейчас
Езда по Грузии
А вот что не меняется, так это манера вождения. Увы. В Грузии опасно водят. Это клинический факт. Никакие сакральные знания о количестве и характере сигнальных гудков при обгоне и другом маневрировании не спасут от манеры водить так, будто все через одного спешат на завтрак к Иисусу. Помочь уберечься от небрежного лихачества могут только законы физики.
Какой авто выбрать
Именно они на стороне тех, кто для аренды авто в Тбилиси выбирает большие автомобили. Не дай Бог, конечно, но при ударе водитель и пассажиры в гораздо большей сохранности. Ну, и уже говорил, что в Грузии есть много действительно крутых мест, куда доехать с низким клиренсом всё ещё очень проблематично. И хорошо, что так. Тем дольше они будут заповедными.
Если ехать в Ушгули в Сванетии летом, или зимой посещать какие-либо горные участки страны, то в таком случае Toyota Land Cruiser или Mitsubishi Pajero — это именно то, что нужно. Пусть даже будут старенькие и видавшие виды. Главное здесь — их проходимость. При этом обязательно согласовывать такие поездки с прокатами. Встречаются те, кто всё это запрещает.
Джиперы у вершины Казбеги
На мощной машине чувствуешь себя первооткрывателем. В Грузии пока есть бесценная возможность забираться в безлюдные места. В этом особый кайф.
Конь-огонь
Асфальт есть, но
Есть и нюансы. Грузия — это страна самонаводящихся коров и неожиданных ситуаций. Вот одна из тех, что случилась со мной. Военно-грузинская дорога, апрель. В тоннель заехала фура, кузов которой позволял двигаться только по центру проезжей части. Всем тем, кто ехал навстречу пришлось сдавать назад, а потом «заскакивать» на обочину. Ford Ranger и ещё пара кроссоверов с задачей справились. BMW повис на днище. Кстати, повреждения днища не покрывает страховка.
Иллюстрация плохого выбора
Страховка на авто в Грузии
ОСАГО или TPL. Обязательного полиса, который покрывал бы убытки других участников дорожного движения в Грузии попросту нет. Но, именно у прокатных машин возможный ущерб третьим лицам из-за действий арендатора застрахован по умолчанию. На сайтах очень часто даже нет опции выбора или отказа от ОСАГО. Т.е., TPL всегда бесплатен.
Выбор страховки на агрегаторе
КАСКО или CDW. Оптимальная, на мой взгляд, страховка от ущерба при ДТП. Кроме колёс, стёкол, зеркал и днища. Перечисленное покрывает франшиза 200-800$. Размер зависит от возраста машины и условий конкретной страховой. Соответствует размеру переданного в залог депозита. То есть, CDW ограничивает ответственность арендатора до размера депозита. Когда виновник ДТП арендатор, или он не установлен/скрылся — депозит идёт на возмещение убытков.
СуперКАСКО или SuperCDW. Защищает от всего. В том числе от повреждения колёс, стёкол, зеркал и днища. Франшизы нет.
Мой совет — не стоит полагаться на инфо от агрегаторов. Все вопросы по страховке лучше проговорить с владельцем авто. Всегда можно доплатить на месте.
Не действует, если
- Водитель оказался в состоянии алкогольного, наркотического и прочего опьянения;
- За рулём в момент ДТП был водитель, не прописанный в договоре;
- ДТП произошло вследствие пересечения сплошной линии водителем арендуемого авто;
- Переместить авто с места совершения ДТП до приезда патрульной службы.
«Зелёная карта», ну почти
Водителям авто с иностранными номерами при въезде в Грузию нужно страховать свои машины. В том числе россиянам. Оформить страховку можно недалеко от КПП Верхний Ларс сразу при въезде, или купить её онлайн. Это всё ещё не ОСАГО и не зелёная карта, а лишь некое их подобие. Если машина с грузинскими номерами [не прокатная] попадает в ДТП — никакой страховки у водителя по прежнему не будет. Подробнее уже рассказывал в статьей про страховку в Грузию. Поэтому так важно, чтобы никто не удрал. И фото/видео фиксация.
Страховка для негрузинских машин
Какие нужны права
Достаточно иметь удостоверение категории «B» и загранпаспорт. На момент аренды водителю уже должно исполниться 23, а стаж — минимум 3 года. Также в/у должно быть продублировано латиницей — т.е. любые российские права. Международные не нужны.
Цена бензина в Грузии
В Грузии продаётся бензин марок «premium» [95], «regular» [92] и «super» [98]. Дизельное топливо двух видов — disel и euro disel. В иномарки заправляют последний. Газ для аренды авто в Грузии навряд ли понадобится, но тоже есть. Дизель и бензин стоят плюс-минус одинаково.
На этот раз никаких ЦУ где заливать топливо я не получал, а потому решил эксперементировать — заправлять по 20 литров дизеля на разных заправках и потом сравнить стоимость. Вышло, что какой-то серьёзной разницы в цене нет. Тем не менее, на Rompetrol евро-дизель стоил дешевле всего, а на Socar дороже остальных.
Rompetrol самый выгодный
Wissol 3,24 лари за литр
Gulf 3,27 лари
Socar дороже всех
Парковка в Грузии
В Батуми, Кутаиси и Гори никаких парковочных приложений до сих пор нет. В каждом конкретном городе своя отдельная дневная парковка. То есть, приобретается минимум на день. Оплачивается всё в тех же терминалах банков «TBC» и «Bank of Georgia», о которых писал выше. Детали лучше уточнять у местного прокатчика, которого предложит сайт.
Особенности ПДД
А вот что никак не отличается от условных «норм» — это правила дорожного движения в Грузии. Это не Кипр, кому в наследство от англичан досталось левостороннее движение. Включать ближний свет, разговаривать по громкой связи или «Handsfree», пристёгивать себя и пассажиров, перевозить детей [до 12 лет] только на задних сиденьях — общепринятые «надо». Норма алкоголя в крови 0,3 промилле, но лучше не употреблять.
Штрафы в Грузии
МВД Грузии периодически ужесточает наказания и повышает суммы штрафов. Расписывать что сколько стоит смысла нет. Полиция — не супермаркет. Для понимания вот ТОП-5 дорожных шалостей по статистике ведомства.
- Превышение скорости на 15-40 км/ч — 50 лари;
- Нарушение правил парковки — 50 лари;
- Небрежное вождение — 20 лари;
- Отсутствие техосмотра — 50 лари;
- Разговоры за рулём — 30 лари.
Как проверить
Все нарушения и штрафы публикуются на официальном сайте МВД Грузии. Онлайн сервис только на английском и грузинском. Если депозит замораживали на карте, то первое, что следует сделать после того как прокатчик сообщит о штрафе — проверить его наличие в базе.
Я всегда делаю фото сертификата о регистрации ТС («registration certificate» — пластиковая карточка, основной документ на машину). Его номер нужен, чтобы найти штраф.
Список нарушений
Кто-то нарушает на «моей» машине
Если штраф действительно существует, то прокатная компания спишет из депозита сумму, что указана на сайте. Некоторые добавляют т.н. «18% НДС». Хотя тут уже зависит от каждого конкретного случая. Чтобы не оплачивать сомнительные «налоги», можно связаться с владельцем авто и изъявить о своём желании оплатить штраф самостоятельно.
Как оплатить штрафы в Грузии онлайн
Делать это лучше через сервисы известных в Грузии банков «TBC» и «Bank of Georgia». В данном конкретном примере оплата невозможна, т.к. штраф уже был оплачен ранее. Чтобы внести деньги за любой другой неоплаченный штраф нужно скопировать грузинские буквы из номера протокола. Оба сервиса не принимают карты российских банков.
Оплата штрафа через банк «TBC»
Протокол о нарушении ПДД составляется как на месте, так и онлайн [камеры]. Для оплаты даётся 30 дней, а для обжалования 10. В период обжалования есть опция оплатить штрафы со скидкой 20%. Если не оплатить вовсе — сумма удваивается. А ещё через месяц утраивается.
Машина напрокат в Грузии — когда бронировать
Бронировать заранее, как правило, выгоднее. Это не только дешевле, но и даёт возможность выбрать конкретную машину. Выбор авто сокращается прямо пропорционально кол-ву оставшихся до нужной даты дней. Особенно в летний сезон.
Можно ли в Армению на авто, арендованном в Грузии
Можно наоборот — из Армении в Грузию. После вступления Армении в Таможенный союз грузинские автомобили, за рулём которых гражданин страны-члена ТС (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) больше не пропускают. Даже при наличии доверенности. Для оформления поездки нужно обращаться в поддержку.
Из Еревана в Тбилиси на авто
Куда нельзя ездить
Регион Национального парка Тушетия, дороги Местия — Ушгули — Лентехи и Ахалцихе — Батуми. Отдельно стоит напомнить о незаконности выезда с территории Грузии в Южную Осетию и Абхазию. Как и в случае с Арменией, под запретом пересечение границ с Россией, Турцией и Азербайджаном.
Автомойка в Тбилиси
Стандартная цена — 10 лари. На окраине можно найти за 7. Цифры больше для понимания. Никаких денег за мойку с меня ни разу не требовали.
Myrentacar
Так назывался сервис Localrent.com до ребрендинга. Всё нормально. Это один и тот же сайт, агрегатор локальных прокатных компаний.
Что послушать в машине
В Тбилиси я настраивал радио на волне 100,90 fm. Рекомендую в качестве спокойного фона. Создать настроение можно одним из альбомов Mgzavrebi.
***
Привет! Я автор этого блога 🙂
Авторская Google карта «Куда поехать из Тбилиси» — маршрут на 6-8 дней. GPS-треки, фото и краткое описание достопримечательностей.