КПП Верхний Ларс - на выезде из Грузии
Какой бы из вариантов добраться через Владикавказ в Тбилиси по земле вы бы не выбрали, вам в любом случае придется иметь дело с военно-грузинской дорогой. В этом посте я поделюсь своим опытом и дам рекомендации как избежать неприятностей, или, по крайней мере, иметь представление о том, что такое дорога Владикавказ - Тбилиси.
Содержание статьи
Автобус Тбилиси-Владикавказ
В этот раз я прилетал прямиком в Тбилиси небезызвестным Аэрофлотом, а вот улетать решил Победой из Владикавказа. Как ни крути - так выходит куда экономичнее 🙂 Выезд из Тбилиси наметил за день до дневного рейса Победы (это тот, что в 13:10), а ночевку во Владикавказе - так что времени было с запасом. Изначально, ехать я планировал во Владикавказ на частном микроавтобусе от станции метро Avlabari. Они там стоят ежедневно неподалеку от входа в метро. Вообще, об их существовании я узнал довольно случайно, когда помогал моим новым друзьям из Италии найти их "автобус до Еревана". На это место нам указал один из работников попавшегося на пути турагентства, где мы тщетно пытались отыскать "официальный автобус". Посадив Жанлука и Маттео на их рейс до Еревана, я сразу же записался на рейс до Владикавказа - это должен был быть следующий день. Но, то ли я не так понял, то ли мне не так сказали - в общем, на него я не попал. Точнее, пришел-то я, как мне казалось, в назначенное время, но выяснилось, что время неверное 🙂
Стоимость описанного варианта - 40 лари с человека. Время выезда лучше уточнять на месте за день до отправления - в моем случае верным временем оказалось 8 утра, к чему я и мое бренное тело были решительно не готовы 🙂
Микроавтобусы из Тбилиси до разных городов - рядом с метро Avlabari
Маршрутка до Казбеги
В итоге пришлось ехать на станцию Didube и искать маршрутку до Казбеги, чтобы там уже можно было поймать попутку и пересечь границу, а в идеале добраться и до самого Владикавказа. Нашлась маршрутка на огороженной территории, что считается автобусной станцией. Стоимость проезда в маршрутке Тбилиси - Степанцминда (она же Казбеги) - 10 лари. Оплата наличными непосредственно водителю. По информации со слов водителя: ходят они ежедневно с 9:00 до 19:00 каждый час круглый год. На мой вопрос, а выгодно ли хозяевам ездить по такому маршруту зимой, ответил буквально следующее: "Летом зарабатываем, а зимой кушаем":). На практике же скажу, что пока не наберется полная маршрутка, никуда они не поедут. Имейте это в виду, когда планируете свою поездку в Казбеги подобным способом.
Маршрутка до Казбеги - отходит от метро Didube
Состояние военно-грузинской дороги
Если ехать неспеша и с остановками, то военно-грузинской дорогой действительно можно наслаждаться. Виды здесь балуют неискушенный городской глаз своими зелеными склонами и высокими вершинами, а легкие жадно глотают здешний прозрачный воздух. По пути иногда встречаются отары овец (что весьма аутентично), перманентные ремонты и сужения (что скорее прозаично). В итоге, общее время в дороге вышло около 3-х часов. Была одна остановка на перекур и туалет - но не более 15 минут.
Совет! Если решитесь ехать описываемым способом, то советую купить утром в Тбилиси хачапури с собой в дорогу. По приезду во Владикавказ поужинать у вас уже вряд ли получиться (все будет уже закрыто), потому припасенное грузинское лакомство будет как нельзя кстати 🙂
Отары овец перегораживают дорогу
Остановка на 15 минут
Стоянка в Казбеги, куда приезжает маршрутка
Выбравшись из старенькой маршрутки, я попрощался со своим попутчиком, с которым успел пообщаться на разные темы - немцем по имени Ян, и отправился пешком в сторону погранперехода, чтобы максимально удалиться от назойливых таксистов и предлагающих ночлег бабуль. Идти пришлось недолго - вторая машина, что проезжала мимо, остановилась. В ней оказался Вадим.
Немного отступаясь от дорожного чтива, скажу, что полезно будет знать про нюансы связанные с безопасностью. Туристам это особо узнать и не откуда, а вот тем, кто ездит здесь довольно часто известно, что оползни и обвалы случаются тут с завидным постоянством. Так, мой новый приятель Вадим рассказал, что один раз застрял в Грузии на целый месяц из-за обвалившихся на дорогу камней. Напомню, это единственный вариант попасть из Грузии в Россию на авто. Мало того, в тот раз по его словам под завалами погибло немало припаркованных неподалеку дальнобойщиков... Теперь представьте себе, что вы приехали на своем авто в отпуск на 1-2 недели, в течение которого случилось нечто подобное... Чтобы было понятно о чём идет речь, взгляните на следующее фото. Похоже, что власти решили больше не делать нормальное покрытие, т.к. вероятность повторных обвалов уж слишком велика.
Опасная зона - 1500 метров. Здесь были завалы
КПП Верхний Ларс
Но, вернёмся к дорожному чтиву. С Вадимом общий язык мы нашли довольно быстро. За разговорами мы незаметно (по крайней мере для меня) подкатили к грузинскому КПП, где всё прошло довольно гладко и вот уже через 15 минут мы ехали по нейтральной территории.
Важно! Имейте в виду, что с недавнего времени пересекать границу в этом месте пешком категорически запрещается (точнее, это всегда было запрещено, но сейчас контроль ужесточили). Об этом непременно напомнит офицер на грузинской стороне и российские пограничники на нейтральной территории. Они же пытаются наводить порядок и в очереди из машин, где наглые водители, объезжая колонну из легковушек, вклиниваются в её начало. На наших глазах люди в военной форме разворачивали такие машины и отбирали у их водителей паспорта!
Порядок прохождения границы следующий: вы подъезжаете к КПП, водитель остается в машине, а пассажиры высаживаются и заходят в задание, что на следующем фото. Т.е. паспортный контроль вы с водителем проходите в разных местах. После получения отметки в паспорте о пересечение грузинской границы, пассажиры обязаны вернуться в машину (выход из здания с другой стороны) и продолжить движение по нейтральной территории уже вместе с водителем. На российской же стороне паспортный контроль вы и водитель проходите в одном и том же месте. Плюс таможенный контроль (или досмотр), если это потребуется. Если у всех всё в порядке, то "добро пожаловать домой в Россию".
Погранпереход Верхний Ларс - грузинская сторона
Здесь пассажиры высаживаются и идут по красной дорожке прямиком в здание грузинского КПП
Небольшая очередь из пассажиров на паспортный контроль
Нейтральная территория - объезжаем фуры
Встаём в конец очереди - слева сдают назад (развернул пограничник)
В колонне из легковушек мы провели около часа-полутора и когда пришла наша очередь проходить границу уже полностью стемнело...
Если вы спросите меня стоит ли рисковать и выезжать из Тбилиси рано утром, чтобы успеть на дневной рейс Победы (вылет из Владикавказа в 13:10), то мой ответ будет однозначным - нет! Во-первых, военно-грузинская дорога дело непредсказуемое и заторы на ней могут образоваться абсолютно где угодно - будь им причиной отары овец, ремонт или, не дай Бог, авария. Во-вторых, прохождение границы (особенно российской стороны) дело ещё менее предсказуемое, чем сама дорога. Так, например, если на таможне (или паспортном контроле) к одной из машин возникнут вопросы, то вся остальная очередь будет стоять и ждать, пока с этой отдельной машиной не разберутся. Куда логичнее было бы отогнать проблемный авто на спец участок и пропускать остальных, но нет! Так есть же несколько КПП, скажите вы... Да есть, но только перебраться от одного к другому, находясь в непосредственной близости без скандала у водителя вряд ли получится... Ну и, наконец, в-третьих, представим себе ситуацию, когда у одного из пассажиров маршрутки (та, что отходит от метро Avlabari и едет непосредственно во Владикавказ), возникли проблемы при прохождении этой самой границы. При таком сценарии задержки всем остальным пассажирам обеспечены, потому как тут либо бросать проблемного товарища на КПП, либо ждать пока его не отпустят. Кстати, таким проблемным товарищем запросто можете оказаться и вы...
Погранпереход Верхний Ларс - российская сторона
В общем, после тщательной проверки моего загранпаспорта (сначала не смогли найти штамп о выезде из РФ, потом нашли, но решили проверить паспорт по базе более тщательно...) меня пустили обратно домой 🙂 Потеря по времени у КПП составила около 20-25 минут. А тут ещё, как на зло, у нашего авто сел аккумулятор...) Кое-как добрались до города. Вадим подвез меня к гостинице и обещал заехать через полчаса, чтобы показать мне город.
Гостиница во Владикавказе
Номер в отеле я бронировал заранее. Выбирать было особо не из чего, в городе всего пара-тройка приличных мест. Могу сказать, что для транзита этот отель вполне сгодиться. Называется это место Kameliya-V Mini-hotel. Бронировал его на букинге. Номер на одну ночь обошёлся мне в 1300 руб. + 200 руб. за завтрак. Только вот не советую заказывать здесь завтрак - лучше купите в городе "цахараджин"...! Кстати, если ищете где остановиться в самом Тбилиси, то можете почитать про мою квартиру, где я жил и посмотреть подборку отелей с хорошими отзывами и адекватной ценой.
Так вот про "цахараджин". Утром во Владикавказе мой новый друг Вадим привез меня вот в такое с виду не примечательное место и угостил потрясающим и ни на что не похожим лакомством под названием "цахараджин" - осетинский пирог со свекольными листьями и осетинским сыром. Будете во Владикавказе (столица Северной Осетии) - обязательно попробуйте!
Ул. Зортова, 39
«Цахараджин» — осетинский пирог со свекольными листьями и сыром
Маршрутка Владикавказ-аэропорт
Вадим довез меня до автовокзала, где мы с ним попрощались и я пересел на маршрутку до аэропорта. Кстати, запустили её относительно недавно. Отправляется она из города всего два раза в день в 11:00 и в 12:30. Первая - аккурат к рейсу Победы в Москву. Стоимость - 31 руб. Что удивило - наличие в маршрутке бесплатного и неплохо работающего Wi-Fi. Даже успел початиться в What's up.
Поскольку времени уже не оставалось, попробовать пирог на месте так и не получилось. Вадим же категорически отказывался брать его обратно. Так что, поехал "цахараджин" со мной в Москву 😉 А вообще, как вы уже, наверное, догадались, никаких денег ни за поездку, ни за пирог мой новый друг с меня так и не взял... Вот такие гостеприимные и отзывчивые люди живут во Владикавказе!
Автовокзал № 1 - отсюда отправляются маршрутки до аэропорта
Маршрутка до аэропорта Владикавказа
Доехали до аэропорта довольно быстро - минут за 20-25. Подробно же о самом аэропорте Владикавказа, предлагаемых здесь услугах и его интересных особенностях я писал в отдельном посте - можете почитать здесь.
Мой вывод
Подводя итог, вариант или не вариант возвращаться в Москву через Владикавказ описанным выше способом - пусть каждый для себя решает самостоятельно. Главный мой вывод, который я для себя сделал - если уж выбирать такой способ, то тогда точно не стоит заморачиваться на счёт "как мне добраться до Владикавказа/Тбилиси после погранперехода". Так как вариантов проехать через Верхний Ларс на общественном транспорте нет, то по-любому придется ловить попутку, согласны? А раз так и вы уже решились рискнуть и довериться воле случая, то смысла пытаться спланировать отдельное плечо маршрута после прохождения КПП уже просто нет. С 95%-ой вероятностью вас довезут до места, потому как дорога здесь одна и деться с неё, ну, просто некуда. Мне же было интересно опробовать этот маршрут и уж точно не скучно! Надеюсь, и вам было нескучно читать моё дорожное чтиво 🙂 В общем, пишите в комментариях что об этом думаете 🙂
...о чём ещё почитать в блоге?
Перед тем, как бронировать отель или квартиру в Тбилиси, советую обращать внимание на наличие отопления. Подробнее о том, что ещё важно при выборе, можно почитать в статьях:
- Про квартиру, где я жил в Тбилиси
- Моя подборка отелей с хорошими отзывами и нормальной ценой
- Про отели в центре Тбилиси
P.S. Лайфхак на тему как перевезти купленный во Владикавказе "цахараджин" и не платить "Победе" 1500 руб. за ручную кладь...
Нужна только пищевая пленка - купите заранее в Москве
Желаю Вам удачной дороги и чтобы ни гвоздя, ни жезла!
Сергей Прохоров